Эталоны женской красоты: средневековье

Мы завершили путешествие по дивным краям и дальше остановимся на более понятной нам Европе. Начнем, что логично, со средневекового мракобесия.

Эталоны женской красоты: средневековье

Личная гигиена

Вместе с завершением эпохи Античности, в лету канула и богатая развитая традиция заботы о чистоте тела. У истоков раннего Средневековья люди еще трепетно относились к вопросам личной гигиены. Несмотря на то, что во многих городах не было в те времена водопровода и канализации, многие горожане принимали ванны по утрам в огромных деревянных бадьях.

Эталоны женской красоты: средневековье

Кроме того, в городах было множество бань, где мылись менее состоятельные граждане, которые не могли себе позволить держать собственные ванны дома. Однако с полной победой христианства ситуация поменялась. Дело в том, что бани были общественные, и церковь усмотрела в этом факте нарушение всех допустимых норм морали. Бани были объявлены вне закона и закрыты.

Эталоны женской красоты: средневековье

Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты церкви способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовениям, краскам и притираниям. В обществе постепенно формируется предубеждение против процедур, связанных с мытьем тела.
Священнослужителям, монахам и монахиням Церковь дозволяла совершать омовения только в двух случаях: либо по естественной надобности в случае крайней нужды, либо с целью очищения накануне принятия великих таинств. Св. Радегунда (520-587) заменила водные процедуры употреблением мешочков с душистыми травами, которые монахини в аббатстве Святого Креста, где она была аббатисой, «укрепляли у себя подмышками, дабы отбить запах пота».
Простейшими гигиеническими правилами пренебрегали даже коронованные особы, не говоря уж о простых горожанах. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.
Не лучшим образом, чем с гигиеной тела, обстояли дела и с гигиеной полости рта. В средневековой Европе кариес считался признаком достатка. Бедняки, вынужденные питаться грубой пищей, обладали зачастую более здоровыми зубами, а для аристократа считалось плебейски неприличным иметь нетронутые кариесом зубы.
Отсутствие понятий о гигиене дополнялось у обычного люда еще и неполноценным питанием. Неудивительно, что ни в какие иные времена, как в Средневековье, Европу так не косили под корень чума, холера и другие ужасающие эпидемии. В 1347-1350 годах чума унесла 25 миллионов жизней.

Использование косметики 

Само собой, что и заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых церковью, стремившейся наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах. Всякие попытки прекрасного пола приукрасить дарованные природой тело и лицо ассоциировались с двумя грехами: сладострастием и гордыней. Считалось, что применение снадобий для сохранения красоты приводит к истинному богохульству, ибо искажает творение Господа. Так что нечестивое изобретение темных сил – краска – превращает женщину в пособницу дьявола.

Старинные рецепты снадобий стали известны в странах Запада благодаря медикам Салернской школы (XII в.). Работы, посвященные косметическим средствам, продавали всевозможные торговцы. Женщины покупали их и сами изготавливали притирания. Во всех трудах содержатся наставления, как отбеливать кожу, подкрашивать волосы, маскировать кожные пятна, удалять морщины.

Эталоны женской красоты: средневековье

Так как по средневековым каноном красоты ценилась бледная кожа, в обиходе появилось множество рецептов, позволяющих осветлить кожу лица. Вот один из них, датируемый XIII веком: «Очищенные зёрна пшеницы замочите на 15 дней. Затем измельчите и смешайте с водой, процедите через ткань. Дайте полученной массе высохнуть и кристаллизоваться. После этого вы получите порошок белый как снег. Перед нанесением смешайте его с розовой водой и нанесите на лицо, предварительно умывшись тёплой водой, и хорошо вытретесь».

Эталоны женской красоты: средневековье

Чтобы достичь аристократической бледности требовалась специальная основа. Нередко её готовили на основе свинцовых белил или муки. В некоторых случаях в состав такого средства попадал мышьяк, что приводило к неоднократным смертям прекрасных дам.
Косметика для век практически не использовалась. Женские глаза и брови должны были оставаться бледными и невыразительными. Однако средневековые дамы использовали смертельно опасную настойку паслёна, чтобы расширять зрачки, визуально увеличивая этим глаза. Возможно, этой традиции и обязано своим названием ядовитое растение белладонна, которое в переводе с итальянского звучит как «красивая женщина».
Благодаря балладам средневекового трубадура монаха Монтаудонского, известно, что в XII веке женщины пользовались румянами. При этом так активно, что их не хватало для украшения церковных статуй. Получали эти красящие вещества из растений – дудника или сафлора (дикого шафрана). Вместе с тем в XIII веке отмечали и эффективность опилок древесины цезальпинии, замоченных в розовой воде.
Ну и, конечно же, в обиходе обеспеченных особ была губная помада, которую делали из измельчённых ягод. А для того чтобы цвет получался более глубоким и насыщенным, в губы предварительно втирали сок лимона. Дабы они не трескались, были влажными, мягкими и при этом благоухали, существует превосходный средневековый рецепт – смесь почечного сала, майорана и вина.
Говоря о косметике в Средние века, нельзя ни упомянуть Тротулу Салернскую – итальянскую женщину-врача (XI—XII век, точные годы жизни неизвестны), написавшую множество трактатов о медицине, здоровье и лекарственных препаратах.

Эталоны женской красоты: средневековье

Среди всех её работ достойное место занимает «De ornatu mulierum» («Женская косметика»), написанная в XII столетии. В ней не только представлены секреты красоты, но также советы по лечению кожных заболеваний природными средствами. К примеру, в трактате описывается процедура пилинга с помощью обычного лука.

Фигура и черты лица 

Идеал женщины раннего Средневековья олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий рахитичный лоб, огромные глаза и маленький рот. Не удивительно, что средневековые художники писали женщин рахитичек с резко выраженными признаками этой болезни: вытянуто-высоких, узкобедрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами.

Эталоны женской красоты: средневековье

Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы надо лбом и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось длиннее, брили затылки. Также упоминаются случаи выщипывания ресниц, как верхних, так и нижних.

Эталоны женской красоты: средневековье

Средневековое тело должно было быть худым, стройным, изящно изогнутым, без слишком «вульгарных» выпуклостей. Эта стройность подчеркивалась очень узким и, естественно, наглухо закрытым платьем. Позже в моду входит лиф, который туго шнуровался.
В эпоху готики популярным становится „беременный“ S-образный силуэт, который создавался специальным кроем платья и подкладными деталями. Под платье подкладывали специальный валик, имитирующий увеличенный живот. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы.

Эталоны женской красоты: средневековье

Мода на плоскогрудость дольше всех продержалась в Испании, где власть католической церкви была очень велика. В XVI—XVII вв., когда уже почти по всей Европе дамы пользовались корсетом, чтобы приподнять и выделить свою грудь, испанки, напротив, с помощью того же корсета утягивали ее почти до нулевых размеров. Мало того, чтобы остановить рост груди испанским девочкам клали на грудь свинцовые плиты. Понятно, что о декольте не могло быть и речи. Даже шея обязательно пряталась за огромным воротником.

Эталоны женской красоты: средневековье

Веснушки, родинки и другие пятна на коже воспринимались, как метки дьявола и подлежали полному удалению. Для этого существовало несколько приёмов: считалось, что избавиться от пятен на кожных покровах позволял аметист. Камень нужно было послюнявить и потереть им проблемные участки (это ж сколько нужно было тереть  ). От веснушек использовали смесь прокипячённых вместе овсянки и уксуса, в некоторых случаях допускалась замена каши на кровь быка или зайца, покраснения снимали соком огурца.

Волосы

Как вы уже, наверное, догадались, в период раннего средневековья внимание к волосам и прическам считалось греховным. Эта историческая эпоха на некоторое время затормозила развитие парикмахерского искусства. Можно говорить об отсутствии причесок в это время, так как волосы полностью прятали под чепец или накидку из тканей. Согласно правилам христианской религии, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным. В романский период (до XIII в.) они были еще достаточно скромны. В полной же мере фантазия дам разыграется чуть-чуть позже – в период готики (XIII-XIV в.)

Эталоны женской красоты: средневековье

В романский период женщины носили платки, чепцы. Очень популярным был головной убор, который назывался «романская» повязка. Данный головной убор состоял из двух частей – одна часть плотно облегала голову (она удерживалась широкой лентой или обручем), вторая часть, из более легкой ткани, закрывала часть щек и спускалась на подбородок. Таким образом, лицу придавалась форма правильного овала, которая в то время считалась очень красивой.
Также голову могли укрывать различными покрывалами, которые придерживались при помощи одетых на них сверху корон или же венцов с зубцами.
Что касается причесок, то женщины носили височные косы, перевитые широкими лентами. Также они могли носить и так называемые «рыцарские» косы – широкие (с ладонь) и очень длинные. Их значительная ширина достигалась за счет многопрядного плетения и полосок ткани, которые вплетались в такие косы. Мода на косы появляется в VIII-IX вв. и будет сохраняться вплоть до периода Возрождения.
В готический период женщины так же, как и ранее, вынуждены были скрывать волосы под головными уборами. Единственное, теперь они выпускали из под головного убора на лоб несколько прядей, сплетенных в косичку, и уложенных полукругом.

Эталоны женской красоты: средневековье

 

Начинают носить две косы, которые закручиваются над ушами в виде «улиток». На такие косы надевался темплет – украшение в виде выпуклого полушария или же щитка. Темплет крепился на обруче, который одевался на голову. Еще одним способом украсить прическу могли служить золотые сетки для волос.
Высокие лбы – обязательный атрибут красоты того времени. Мода на высокий лоб сохранится вплоть до XV века в аристократических кругах Италии, Франции и Нидерландов. „Несчастные“ женщины у которых не было рахитного облысения вынуждены были бороться с не модным избытком волос. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы у корней накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашеной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, призванные воспрепятствовать росту волос, — кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты или золу, предварительно вымоченную в уксусе. Нередко после подобных процедур исчезали не только волосы, но даже кожа.

Эталоны женской красоты: средневековье

Зачастую лоб брился в комплексе с ношением определённого рода головных уборов. Так, например, носился геннин — высокий конусообразный головной убор. Каркас для него делался высотой два-три фута из твердой бумаги или накрахмаленного полотна, а затем обтягивался шёлком или другими более дорогими материями. С тыльной стороны по геннину спускалась прозрачная вуаль, иногда до пола. Часто вуаль закрывала и лицо. Волосы, которые выбивались из-под геннина, выбривались, оставлялся только маленький треугольник посреди лба.

Эталоны женской красоты: средневековье

Волосы в Средние века, особенно в эпоху Высокого Средневековья, ценились опять-таки белокурые или светло-рыжие и, желательно, вьющиеся. Их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями или нитками жемчуга, а сверху накидывали полупрозрачные вуали. Распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку.

Эталоны женской красоты: средневековье

 

Одежда и украшения

В период раннего Средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романский стиль, который отразился также и в костюме того времени.

Эталоны женской красоты: средневековье

В романский период одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок. Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность.
Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не столько покроем, сколько качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства). Женщины носили длинные закрытые платья. Женский аристократический костюм раннего Средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром.

Эталоны женской красоты: средневековье

В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.
В XIII–XV вв. произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей — европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.
Среди богатых распространилась роскошь в одежде. Она проявлялась в качестве и количестве ткани: это были тяжелые просторные вещи из тонкого сукна, расшитые золотом шелка; она проявлялась в украшениях, драгоценностях, цветах, которые менялись в зависимости от моды. Так, пунцовый цвет, связанный с красными красителям (растительного, как марена, или животного, как кошениль, происхождения), в XIII в. отступил перед цветом морской волны, голубой и зеленой гаммой, чему содействовало развитие техники пастели.
В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.

Эталоны женской красоты: средневековье

Женская одежда удлинялась и укорачивалась в зависимости от того, процветала ли экономика или переживала кризис (в середине XII в. она удлинилась, к великому негодованию моралистов, которые находили эту моду бесстыдной и непристойной; а в середине XIV в. – укоротилась). В XIII и XIV вв. по мере прогресса гигиены, а также культуры выращивания льна все больше входило в употребление белье. Всеобщим достоянием становилась рубашка, появились нижние штаны. Но так же, как и в случае с гастрономией, широкое распространение белья будет связано с развитием буржуазии.
В Средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи.

Автор.

Остальные записи этого цикла можно почитать по тегу .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CommentLuv badge